Ремонт двигателей спецтехники Isuzu — одно из ведущих направлений сервисного обслуживания машин бренда. Являясь сердцем любого механизма, мотор испытывает значительные нагрузки даже при эксплуатации в условиях, когда количественные показатели не превышают предельных значений.
Кроме того, в реальной практике грейдеры, экскаваторы, самосвалы и подобные механизмы часто эксплуатируют длительное время на пределе возможностей. Очень часто приходится выполнять ремонт двигателей дорожно-строительной техники. Наиболее распространенные их модификации — 4HK1, 6HK1 и 6BG1.
Поэтому оригинальные или хотя бы универсальные детали к ремонту двигателей «Исузу» бывают нужны часто и срочно. При этом нужно помнить, что двигатели ISUZU отличаются высокой точностью изготовления, поэтому при работе с ними нужны либо оригинальные запчасти, либо качественные аналоги японского бренда Izumi.
Isuzu («Исузу» или также «Исудзу») — японская автомобильная компания со штаб-квартирой в Токио и заводами по всему миру, основанная в 1916 году. В 1969 году начала поставки самосвалов и другой тяжелой техники в СССР. С 2006 года в рамках совместного предприятия машины «Исудзу» собирают на Ульяновском автозаводе.
Общие сведения о ремонте
Ремонт двигателей спецтехники Isuzu вне зависимости от конкретной поврежденной детали или их группы имеет общие причины, внешние признаки и рабочий подход. Мы подробно описали их в одной из предыдущих статей в блоге нашего сайта. Напомним основные моменты.
Причины поломок
Непосредственная причина поломки двигателя — физический износ составляющих его элементов вследствие постоянного трения при работе, абразивного воздействия частиц грязи и других подобных явлений. Физический износ наступает из-за естественного старения деталей, эксплуатации спецтехники на пределе возможностей, например, в тяжелых погодных и геологических условиях, при работе в сжатые сроки.
Кроме таких неустранимых причин есть и различные варианты нерационального обращения с машинами и желания владельца сэкономить на обслуживании в ущерб технике. Среди них — неправильный ремонт, выполненный низкоквалифицированным персоналом, некачественное топливо, запчасти, которые просто не подходят технике, техобслуживание в сомнительных центрах.
Конечно, даже при тщательном соблюдении всех норм обслуживания спецтехники все равно остается риск поломки деталей двигателя из-за случайного происшествия.
Показания к ремонту
При регулярном профилактическом осмотре в рамках сервисного обслуживания все неисправности будут обнаружены на ранней стадии и оперативно устранены. Однако в реальности всегда случаются непредвиденные осложнения.
Вам необходим ремонт двигателей спецтехники Isuzu, если наблюдаются следующие внешние проявления неисправностей (достаточно даже одного наружного признака):
- повышенный расход топлива и рабочей жидкости, снижение ее давления;
- посторонние шумы вместо ровного гула, особенно при смене скоростей работы;
- трудности с заведением двигателя, а также резко сокращение его мощности;
- дымный выхлоп неестественного оттенка: от сине-сизого до почти черного;
- протекание технического масла и образование нагара на свечах зажигания.
Все эти симптомы также проявляются при общем снижении всех эксплуатационных характеристик спецтехники: производительности, мощности, грузоподъемности и т. п. В таком случае ремонт необходим как можно быстрее. В некоторых ситуациях следует воспользоваться ремонтным набором и устранить небольшую неисправность на месте.
Виды ремонта
По масштабу
Ремонт деталей двигателей «Исузу» может быть как капитальным, так и частичным (текущим). В первом случае мотор либо целиком заменяют на новый, либо значительно обновляют. Замене подлежат более половины всех деталей и конструктивных элементов. Во втором случае заменяют или восстанавливают отдельные запасные части или их группы. Текущий ремонт проводится в разы чаще капитального вмешательства.
Таким образом, ремонт двигателей спецтехники Isuzu может выражаться в одном из двух комплексов мероприятий: замена или восстановление. Первый вариант актуален в случае серьезных повреждений или полного износа, когда восстановление или невозможно, или будет стоить дороже новой детали вместе с ее монтажом. Второй комплекс мероприятий более распространен, хотя его возможности ограничены степенью повреждений запчастей.
По направлению
Существует несколько традиционных и хорошо отработанных на практике направлений ремонта двигателей спецтехники Isuzu. Это замена старых уплотнительных элементов, прочистка систем фильтрации, восстановление и повторная настройка различных датчиков, ремонт основных конструктивных элементов (коленчатого вала или цепей ГРМ), ремонт мелких деталей вроде контроллеров, расходомеров, катушек зажигания и прочих.
Общий порядок ремонта
Независимо от конкретной детали, ремонт двигателей «Исузу» включает такие стадии:
- Диагностика мотора. На данном этапе путем осмотра с применением компьютеров определяют локализацию неисправностей и оптимальный алгоритм их устранения.
- Разборка и очистка. Если того требует диагностика, текущая стадия может совпадать по времени с предыдущей. Разобранный мотор промывают специальным составом.
- Замена или восстановление. В зависимости от тяжести повреждений запчасти восстанавливают различными способами, либо демонтируют и ставят вместо них новые.
- Финальные работы. Включают контроль по завершении основных процедур, а также промывку и очистку после ремонта, просушивание и установки в машину.
Объем, содержание и длительность каждого этапа для разных деталей могут различаться, но в целом ремонт двигателей спецтехники Isuzu проходит по описанному алгоритму. При этом нужно учитывать, что разные виды топлива приводят к большему износу разных запчастей.
Так, в дизельных моторах больше всего страдают форсунки, фильтры, клапаны, ТНВД, турбины, маховики. В бензиновых аналогах в группе риска катушки зажигания, датчики, лямбда-зонды, контроллеры. В моторах с любым топливом всегда изнашиваются цепи ГРМ, расходомеры, а также уплотнительные элементы (кольца, прокладки и т. д.).
Отдельные виды запчастей
Двигатель автомобильной спецтехники — сложная конструкция, состоящая из нескольких десятков элементов. В этой статье мы подробно остановимся на ремонте основных деталей мотора: коленчатого вала, блоков цилиндров, насосов, поршней и поршневых комплектах. Эти элементы наиболее важны для работы машины и сильнее других подвержены раннему износу. При этом их восстановление или замена довольно сложны.
Коленчатый вал
Это одна из основных запчастей для ремонта двигателей Isuzu, принимающая на себя наибольшую нагрузку. Возможны как корректировка этой детали, так и ее полная замена. В первом случае выполняются все или несколько работ из следующего перечня:
- в носке вала вместо сточившейся нарезают новую резьбу под ремонтный размер;
- дефектный хвостовик выпрессовывают, а отверстие вала к нему притирают;
- коленчатый вал правят одним из двух способов: наклепкой щек или под прессом;
- шлифуют шатунные, хвостовиковые и коренные шейки под ремонтный размер;
- заменяют масляные трубки, установленные в шейках коленчатого вала.
Ремонт этой запчасти двигателя Isuzu завершают хромированием отдельных частей, полированием всей конструкции, а также протиркой маслоотбойного кольца. В самом конце проводят финальный контроль, после — коленвал промывают и консервируют. При замене всей запчасти старую изымают из мотора, участок, где она находилась, очищают и промывают, а затем туда устанавливают новый коленчатый вал.
Блоки цилиндров
Другая категория распространенных деталей к ремонту двигателей «Исузу». Специфика их работы также связана с большими нагрузками, что нередко приводит к износу элементов до истечения нормативного срока их службы. Блоки цилиндров подвергают как корректировке, так и полной замене, в зависимости от объема и степени износа.
В любом случае ремонтные работы начинаются с диагностики. Если деталь остается только заменить, ее изымают, чистят и промывают участок мотора, где она находилась, и ставят туда новые блоки цилиндров.
При возможности корректировки ремонт детали двигателя «Исузу» включает:
- Подготовку запчасти. Эта стадия состоит из двух последовательных процедур. Сначала блоки цилиндров моют, удаляя с их поверхности загрязнения, а затем подвергают опрессовке, чтобы проверить их герметичность. Детали с закрытыми отверстиями погружают в горячую ванну и подают давление 6 атмосфер.
- Основной вариант восстановления. На данном этапе производят расточку и хонингование. Расточка — это механическое удаление верхнего слоя с поверхности цилиндра до необходимого ремонтного размера. Хонингование часто считают завершающей стадией расточки, потому что оно всегда проводится после нее. Оно заключается в абразивной обработке внутренней поверхности для устранения шероховатости.
- Другой вариант восстановления. Он включает гильзовку, проводимую при полной невозможности расточки: внутрь цилиндра под давлением и при нагревании вставляют полую гильзу из того же металла, что и сам цилиндр. Далее при работе гильза берет на себя значительную долю приходящейся на деталь нагрузки.
- Финишные работы. По окончании основных процедур проверяют их качество. Затем двигатель еще раз моют, очищают, сушат, вставляют в спецтехнику, отданную для ремонта, и машину возвращают заказчику.
Ремонт этой детали двигателя «Исузу» в ряде случаев также включает шлифовку привалочных плоскостей, проводимую на этапе восстановления данного механизма. С помощью данной процедуры устраняют поверхностные дефекты, а также прогибы и деформацию стенок, повреждения головки блока цилиндра. Шлифовка повышает надежность уплотнения конструкции.
Насосы двигателя
В двигателях, установленных на спецтехнике, присутствуют разные виды насосов:
- водяные (помповые) — подают воду для охлаждения мотора во избежание его перегрева, для промывки самой системы охлаждения от загрязняющих частиц;
- масляные — подают смазочные составы (технические масла) для смазывания подвижных деталей с целью уменьшения их трения в процессе работы;
- поршневые — необходимы для преобразования механической энергии мотора в тепловую, которую они сообщают перекачиваемой ими жидкости;
- топливные — подают в камеру внутреннего сгорания бензин или дизель путем впрыскивания, из-за чего являются наиболее важной разновидностью насосов.
Все эти запчасти двигателей Isuzu в ремонте нуждаются реже коленчатых валов и блоков цилиндров, но тоже достаточно часто выходят из строя до окончания срока эксплуатации.
Неизбежное засорение инородными частицами топлива приводят к необходимости ремонта топливных насосов высокого давления. Работы включает следующие процедуры:
- промывку аппаратуры специальным составом и очищающими смесями;
- удаление частиц с фильтрующих сеток, очистку отдельных участков ТНВД с использованием ультразвука;
- устранение утечек дизеля или бензина из мест соединений и самого корпуса;
- диагностику электромагнитного клапана и его замена в случае изношенности;
- проверку и регулировку устройства опережения момента впрыскивания топлива;
- диагностику плунжерного механизма, который обеспечивает подачу топлива; это позволяет выявить механические повреждения и заменить данную деталь;
- проверку работы автоматического устройства, регулирующего частоту вращения.
Все составные части ТНВД также проверяют на диагностическом стенде. Порядок действий для других видов насосов во многом аналогичен приведенному.
К ремонту этих запчастей двигателя Isuzu примыкают действия с топливными форсунками и другими элементами топливной системы мотора. Для форсунок актуальны такие процедуры, как устранение засора и восстановление либо замена клапана. Работа с ними включает очистку в ультразвуковой ванне, диагностику, замену изношенных клапанов и т. д.
Поршни и поршневые комплекты
Индикаторы необходимости ремонта этих деталей двигателей «Исузу»: истирание канавок для поршневых колец, задиры и трещины по стенкам, износ элемента по диаметру, а также отверстий в бобышках, накопление топливного нагара в канавках под кольцами и на днище.
Соответственно, ремонт включает следующие направления:
- Удаление нагара из канавок. Выполняют специальными приспособлениями, которыми просто вычищают его из узких каналов. Для очищения днища от нагара его предварительно обрабатывают керосином, растворяющим загрязнение этого типа. Затем днище протирается жесткой щеткой или тупым металлическим скребком, снимающим нагар вместе с керосином. В конце поршень промывают.
- Заделывание трещин. Самый простой способ выяснить, есть ли они в корпусе поршня — сделать это на слух. Деталь необходимо взять за верхнюю часть (головку), а по нижней (юбке) нанести легкие удары небольшим металлическим предметом. Если трещины есть, об этом будет сигнализировать глухой дребезжащий звук. Трещины заделывают припоями из того же металла, что и корпус самого поршня (алюминий или чугун).
- Устранение износа отверстий в бобышках. Элементы развертывают под увеличенный диаметр. Для этого используют отвертку раздвижного типа с направляющим хвостовиком. Развертка не должна быть короткой, потому что иначе нарушится перпендикулярность соединения посредством пальца. Во избежание подобных ошибок после развертки деталь проверяют индикатором на перпендикулярность.
- Восстановление покрытия с антифрикционным эффектом. Его наносят на юбку поршня при его производстве для снижения трения в процессе работы. Однако со временем покрытие сходит, и для нормальной дальнейшей работы требуется нанесение нового его слоя. Юбку очищают от загрязнений, омывают, а затем на нее распыляют аэрозольный состав.
Изношенные канавки заново протачивают на токарном станке с учетом ремонтного размера. Мелкие задиры зашлифовывают, при необходимости обрабатывают припоями. При высокой степени износа, а также в случае длинных и глубоких трещин, задиров и царапин восстановление поршня невозможно — остается только заменить его на новый.
Поршневой комплект Isuzu включает, помимо самих поршней, соединительные элементы: поршневые кольца и пальцы. Как правило, такие детали проще, дешевле и надежней заменить, чем пытаться восстанавливать, даже если они только частично изношены. Однако если палец имеет диаметральный износ менее 0,5 мм, его восстанавливают методами раздачи, хромирования и перешлифовки до нужного ремонтного размера. Для ремонта спецтехники лучше приобретать сразу поршневой набор: в последний момент не придется подбирать соединительные элементы.
Заключительные сведения
Для более мелких деталей ремонт двигателей «Исузу» может быть невозможен. Всё зависит от специфики запчасти, степени ее износа или повреждения:
- уплотнительные элементы, выполненные из упругих синтетических резин и каучуков, в принципе не подлежат восстановлению, а только полной замене;
- форсунки и фильтры нередко требуют только прочистки, механического удаления загрязнений и промывки, после чего могут работать дальше без особого ремонта;
- мелкие детали (маховики, катушки зажигания, контроллеры, зонды и т. п.) из-за небольших размеров нередко изнашиваются настолько, что их проще заменить;
- датчики часто нуждаются не столько в замене и даже восстановлении, сколько в корректировании настроек их работы, сбившихся за время эксплуатации двигателя.
Таким образом, ремонт двигателей спецтехники Isuzu — достаточно сложная область профессиональной деятельности со множеством мелким деталей и нюансов. Крайне не рекомендуем выполнять его самостоятельно, даже если у вас хорошие навыки ремонта автомобильной техники. Обратившись в компанию «ИнтерТрактор», вы получите профессиональную консультацию компетентных специалистов по подбору необходимых деталей для ремонта вашей спецтехники.