Двигатель — основа любой машины или механизма. Мотор вырабатывает энергию, необходимую для работы устройства, и постоянно испытывает большие нагрузки. Для двигателей, установленных в спецтехнике (самосвалах, кранах, экскаваторах, тягачах, бульдозерах и т. д.) это особенно актуально, потому что такие машины часто работают в сложных условиях и на пределе своих возможностей.
Из-за этого мотор и его отдельные конструктивные элементы часто приходят в негодность раньше нормативного срока службы и нуждаются в замене или восстановлении. Для этого нужны универсальные или оригинальные запчасти для ремонта двигателей Komatsu или другого бренда.
«Комацу» — международная группа компаний, основанная в Японии и управляемая из головного офиса в Токио. Выпуск спецтехники и запчастей для капитального ремонта двигателей и других механизмов — основное направление деятельности концерна. Принадлежащий ему бренд пользуется заслуженной популярностью как в России, так и во многих других странах мира. Причиной тому высокое качество, поддерживаемое с истинно японской аккуратностью и тщательностью.
Причины поломок
Непосредственная причина выхода из строя одной или нескольких деталей либо целого механизма — их физический износ. От постоянного трения при движении, из-за частиц грязи, попавшей из плохой рабочей жидкости, других факторов детали стачиваются, на них возникают трещины и сколы.
Частые причины физического износа:
- Естественное старение. Даже при тщательном уходе и обслуживании, при соблюдении всех норм правильной эксплуатации компоненты со временем выходят из строя, поскольку нормативный и реальный срок службы моторов спецтехники ограничен.
- Эксплуатация на пределе возможностей. Формально — это нарушение норм и правил использования спецтехники, однако в действительности нередки ситуации, когда невозможно избежать экстремальных нагрузок на двигатель. Большой объем работ при сжатых сроках, неблагоприятные погодные условия, слишком твердый грунт вынуждают операторов длительно использовать предельную мощность.
- Неправильный ремонт. В желании сэкономить владельцы спецтехники зачастую обращаются не в надежные авторизованные сервисные центры, а в частные организации по ремонту таких механизмов. В результате сложной техникой занимаются люди, не имеющие должной квалификации, опыта, знаний, а иногда — и простой ответственности.
- Топливо низкого качества. Общий принцип выбора дизельного и другого горючего для спецтехники и вообще любой машины таков: нельзя заливать в бак состав более низкого качества, чем указано в технической документации. Двигатель не способен усвоить топливо с примесями, загрязнениями и худшими техническими параметрами — такое горючее просто засорит ваш мотор.
- Неподходящие запчасти. Детали в принципе бывают двух типов: оригинальные и универсальные. Первые подходят только спецтехнике «родного» бренда, иногда вплоть до конкретной модели и модификации. Вторые рассчитаны на широкий спектр торговых марок. Универсальные детали могут быть вполне качественными, но нужно точно знать, когда подойдут они, а когда — только оригинальные части.
- Ненадлежащее техобслуживание. Профилактический осмотр двигателя — не излишние требования законодательства, а реальная необходимость, которую нельзя игнорировать или проводить формально. Очень важно соблюдать сроки регулярных проверок, а также обращаться в надежные центры, где двигатели осмотрят на совесть. Чем суровее условия эксплуатации техники, тем чаще следует проводить ее осмотр, вплоть до ежесменного режима проверок.
Даже соблюдение всех правил использования, щадящий режим работы, качественное топливо и техническое масло и другие меры предосторожности не уберегут от случайных происшествий. Неудачный маневр рабочим инструментом, плохое закрепление груза, его неверно рассчитанная масса, особенности рельефа местности, где работает спецтехника, могут привести к внезапной поломке деталей и механизмов.
Показания к ремонту
Если оборудование будет регулярно проходить техническое обслуживание, все поломки будут заметны без особых внешних проявлений. Однако на практике идеальные рекомендации далеко не всегда можно выполнить по вполне объективным причинам: суровые условия работы, длинные смены.
О необходимости ремонта двигателей Komatsu или его деталей скажут следующие признаки:
- снижение давления рабочей жидкости в аппаратах гидравлического типа (на это укажет загорающийся индикатор уровня технического масла в камере мотора);
- повышенный расход топлива и рабочей жидкости при сохранении прежней нагрузки, производительности, скорости и других параметров функционирования;
- посторонние шумы, стуки, иные звуки, возникающие в процессе работы, и особенно — при смене скоростей (исправный двигатель издает только ровный гул);
- резкое падение мощности мотора в процессе стартового разгона — при попытке завести двигатель он отвечает долго и с трудом, работает слабее, чем обычно;
- в процессе работы из выхлопной трубы выделяется дымный шлейф характерного цвета: от сине-сизого до темного, почти черного — в норме такого быть не должно;
- на свечах зажигания образуется нагар из-за того, что топливо не прогорает в соответствующей камере до конца, а догорает в других отсеках, выделяя сажу;
- протекание технического масла: если уплотнительные элементы и соединение утратили герметичность, рабочая жидкости будет вытекать из камеры наружу.
Наконец, явным признаком неисправности будет заметное снижение скорости работы, производительности и других эксплуатационных характеристик. Нехватка рабочей жидкости или топлива, стершиеся детали и иные подобные факторы создают ситуацию, в которой двигателю просто не хватает ресурсов для полноценной работы.
Все эти признаки хорошо заметны и очевидны даже человеку, совершенно незнакомому со спецтехникой. Операторы, работающие на ней продолжительное время, вовремя распознают подобные проявления. После этого необходимо как можно скорее окончить работу и незамедлительно отправить спецтехнику на диагностику и ремонт. В крайнем случае следует воспользоваться ремонтным комплектом и починить двигатель или его отдельную часть на месте, и только после этого возобновить работу.
Виды ремонта
По объему
Выделяют капитальный и частичный (текущий) ремонт двигателей:
- В первом случае восстановлению или замене подлежит весь мотор или большинство его конструктивных элементов. Фактически, двигатель существенно обновляют или полностью заменяют. Капитальный ремонт имеет смысл при очень сильном износе оборудования либо при его полном загрязнении некачественным топливом или маслом.
- Второй вариант предполагает устранение проблем с одной или несколькими деталями, механизмом, входящим в состав мотора, отдельным участком корпуса и т. п. Такое вмешательство распространено намного шире, чем капитальный ремонт, и применяется при очаговых неисправностях, локальном загрязнении и т. п.
По типу работ
Ремонт двигателей спецтехники представляет собой один из двух следующих комплексов мероприятий:
- Восстановление. При незначительных поломках для ремонта двигателей Komatsu не требуются запчасти. Небольшие трещины, царапины, отверстия в некоторых случаях можно заделать, оставив в моторе исходную деталь. Такое вмешательство требует частичной или полной разборки двигателя с извлечением поврежденной детали или без него. Однако возможности восстановительного ремонта очень ограничены.
- Замена. Установка новых деталей вместо изношенных. Детали спецтехники часто подвергаются слишком сильной деформации и значительному стачиванию, поэтому не подлежат восстановлению. Кроме того, полная замена нередко обходится дешевле, даже с учетом стоимости запчастей.
В процессе ремонта двигателей выполняют следующие процедуры:
- растачивание коленчатого вала и контролирование его твердости;
- хонинговку блока, расточку и шлифовку его головки;
- проверку правильности проточки под пояс гильзы;
- монтаж нового гильзо-поршневого комплекта;
- контроль уровня проточки под коренной упорный вкладыш;
- ремонт топливного насоса высокого давления (ТНВД);
- замеры посадочных отверстий гильз и постелей блока;
- реставрацию шатунов, замена уплотнений и прокладок;
- контроль люфта шатуна, прогибов, биения и т. п.;
- проверку болтов и бугелей, а также размеров шатунных и коренных шеек.
Могут потребоваться все или некоторые работы из списка — в зависимости от выявленных неисправностей. Кроме того, выполняют общие манипуляции: разборка и сборка двигателя, очистка от загрязнений, частиц топлива и технического масла, промывка в специальных растворах, просушивание после ремонта.
По группам деталей
В двигателях, работающих на топливе разных видов, наиболее уязвимыми являются разные группы конструктивных элементов.
У бензиновых моторов к наиболее чувствительным запчастям относятся цепи ГРМ, контроллеры, расходомеры воздуха, лямбда-зонды, катушки зажигания, а также всевозможные датчики, особенно положения коленчатого вала или детонации.
В дизельных двигателях самыми часто изнашиваемыми механизмами являются маховики, цепи ГРМ, турбины, рециркуляционные клапаны, расходомеры и ТНВД (топливные насосы высокого давления), а фильтры и форсунки нередко засоряются.
В любых двигателях, независимо от типа топлива, уязвимыми деталями являются кольца, прокладки и иные уплотнительные элементы, обеспечивающие герметичное соединение конструктивных элементов.
Выделяют следующие направления ремонта двигателей:
- замена уплотнительных элементов: установка новых соединительных колец, заглушек и прокладок взамен старых, изношенных, прохудившихся, истертых;
- прочистка фильтрующих элементов: удаление частиц грязи, копоти, топлива и масла, осевших на стенках фильтров, внутренних камер, каналов, труб и форсунок;
- восстановление и настройка датчиков: работа с уже установленными приборами или монтаж новых, а также настройка необходимых параметров их работы;
- ремонт основных частей двигателя: восстановление или замена коленчатого вала, общего корпуса, корпусов внутренних камер, подвижных элементов, цепей ГРМ;
- ремонт различных мелких деталей: починка или замена расходомеров воздуха, топливных насосов, турбин, маховиков, катушек зажигания, зондов, контроллеров.
Детали к ремонту двигателей Komatsu имеются на всех станциях технического обслуживания и в авторизованных сервисных центрах. Кроме того, наиболее часто выходящие из строя запасные части продают в составе готовых ремонтных комплектов. Такой набор позволяет провести срочные работы в экстренных условиях.
Общий порядок ремонта двигателей
Вне зависимости от объема, состава и содержания работ ремонт включает следующие этапы:
- Диагностика. Первый и самый важный шаг. Позволяет точно установить локализацию неисправности и определить оптимальный вариант ее устранения. Диагностика проводится как путем осмотра, так и с помощью компьютерного исследования. При этом применяют методы проверки тепловых зазоров клапанов, контроля геометрии блоков цилиндров и двигателей, а также герметичности их закрытия, размеров контактных колец тарелки и седла клапана, разрушения частей клапанного механизма и геометрии болтовых соединений.
- Разборка и очистка. Может частично совпадать по времени с предыдущим этапом: для диагностики нередко нужно разобрать конструкцию, чтобы точнее оценить ее состояние. Если диагностика не требовала данной процедуры, ее проводят после определения неисправностей. Двигатель извлекают из машины, его поверхность очищают от загрязнений, а затем полностью или частично разбирают, доставая неисправные детали. Внутри мотор также очищают, извлеченные конструктивные элементы промывают в специальном растворе.
- Замена или восстановление. В случае замены подбирают оригинальные или качественные универсальные запчасти и устанавливают их на место изношенных. При восстановлении заделывают трещины и отверстия на старых деталях, растачивают некоторые конструктивные элементы, заменяют уплотнительные кольца и прокладки, в гидравлических моделях меняют рабочие жидкости.
- Промывка и очистка. В процессе основного рабочего этапа неизбежно загрязнение механизма избытком технического масла, вспомогательными смазками, крошками металла и другими подобными частицами. Поэтому после окончания ремонта собранный двигатель промывают специальным раствором, очищают от загрязнений.
- Просушивание и монтаж. Исправный двигатель устанавливают обратно в машину. В таком виде готовую спецтехнику можно сдавать заказчику.
Как видно из приведенного перечня этапов, ремонт двигателей спецтехники Komatsu или других брендов — процесс сложный, требующий специальных знаний и навыков, а также профессионального оборудования и качественных инструментов. Выполнять такие работы самостоятельно, в кустарных условиях категорически не рекомендуется. Попытка сэкономить на ремонте может привести к появлению более серьезных расходов в будущем: из-за простоя по причине поломки, срыва сроков, репутационных издержек.